nachodki.ru интернет-магазин

Обучение аудированию

Опубликовано в Дидактика

Обучение аудированию

  1.  Аудирование как вид речевой деятельности.
  2.  Основные лингвистические и. психологические трудности при восприятии и понимании речи на слух и способы их преодоления.
  3.  Требования программы к аудированию.
  4.  Последовательность работы при обучении аудированию.

В предыдущем разделе лекций вы познакомились с системой работы над языковым материалам. Данный раздел связан с обучением устноречевому общению средствами иностранного языка. Устная речь выступает в школе как цель обучения и как средство обучения.

Как цель она служит

  •  общению учителя с учащимися;
  •  общению учащихся между собой;
  •  общению учащихся в связи с чтением.

Устная речь как средство обучения используется:

  •  при объяснении нового (ознакомление, тренировка)
  •  при контроле.

Структура речи:

  1.  мотив,
  2.  цель,
  3.  средства,
  4.  условия.

Перейдем к рассмотрению аудирования как вида речевой деятельности.

Аудирование относится к рецептивному виду речевой деятельности.

В основе аудирования лежат восприятие и понимание устной речи на слух в момент ее порождения. Последний фактор определяет ее темпоральную характеристику, обусловленную темпом речи говорящего, процессуальность и непрерывность в поступлении информации.

Смысловое восприятие речи на слух является перцептивной, мыслительно - мнемической деятельностью, которая осуществляется в результате выполнения целого ряда сложных логических операций таких, например, как анализ, синтез, дедукция, индукция, сравнение, абстракция, конкретизация и другие.

Аудирование может выступать как самостоятельный вид речевой деятельности, а также может играть роль средства обучения.

Аудирование связано с другими видами речевой деятельности, коротко рассмотрим эту связь.

Аудирование входят в диалогическое общение в качестве его рецептивного компонента, причем, слушающий и говорящий могут попеременно меняться ролями. Аудирование означает не только слушание, но и ответ во внутренней речи, что и подготавливает говорение, т.к. имеет одну физиологическую основу.

И аудирование и чтение относятся к рецептивным видам речевой деятельности, но отличаются каналом восприятия информации: в аудировании через слух, в чтении через зрительный анализатор. В отличии от восприятия готового письменного текста восприятие и понимание устной речи исключает длительные произвольные задержки и возвращения к отдельным местам устного текста с целью уяснения непонятных выражений или мыслей. Аудирование - активный мыслительный процесс, т.к. оно направлено на восприятие, узнавание и понимание всякий раз новых речевых сообщений.

Психологической основой понимания устной речи является процесс восприятия, узнавания человеком звуковых образов языковых явлений и понимания их значения благодаря наличию у него речевого слуха на данном языке.

Аудирование, как и говорение, с психологической точки зрения представляет собой сложную иерархическую структуру, в которой выделяют несколько уровней:

  1.  побудительно-мотивационный
  2.  ориентировочно-исследовательский (аналитико-синтезирующий);
  3.  исполнительный.

Мотивом аудирования является познавательно-коммуникативный интерес (или жизненная потребность) в информации, содержащейся в аудируемом тексте.

Процесс анодирования включает фазу прогнозирования на смысловом уровне.

  •  на уровне предложения;
  •  на уровне абзаца;
  •  на уровне текста и фазу смыслоформулирования.

Характер прогнозирования и понимания определяется уровнем владения языком и, соответственно, уровнем развития речевого слуха на данном этапе, аудиторским опытом, информированностью в теме/предмете аудируемого текста. При недостаточной сформированности этих компонентов процесс аудирования протекает в большими или меньшими трудностями.

К психологическим факторам относятся некоторые особенности слуховой памяти - возможность удерживать текст/предложение, абзац определенной длины и глубины, т.е. синтаксической сложности. Установлено, что предложения одной и той же длины, но разной структурной оформленности представляют неодинаковую трудность для восприятия и понимания на слух, что определяется особенностями кратковременной речевой (слуховой) памяти. Чем сложнее синтаксис предложения, тем труднее удержать его в памяти до момента окончания восприятия. Ведь для понимания смысла всего предложения аудирующему необходимо удержать в памяти его начало.

Психологические трудности аудирования обуславливаются также видом аvдиpyемой речи (живая или речь в механической записи), ситуативной диалогической или контекстной монологической речи, речи знакомого или не знакомого человека (диктора). К факторам, затрудняющим аудирование, относятся также особенности голосовых данных диктора (тембр, высота) и темп речи.

К лингвистическим трудностям аудируемого текста относится в первую очередь наличие в тексте определенного количества незнакомых или непонятных слов, грамматических конструкций (языкового материала (грамматического или лексического)).

Что касается трудности понимания текста в связи с незнанием лексики, то здесь важны как характер самой лексики, так и местоположение незнакомых слов в тексте. Наименьшее отрицательное значение на понимание оказывает незнакомое слово в середине или в конце текста, когда его значение легко определяется по контексту или уже не имеет значения для понимания всего текста.

К лингвистическим трудностям аудируемого текста относятся, как уже говорилось, объем и синтаксическая сложность смысловых единиц текста (предложений, сверхфразовых единств, абзацев).

Грамматические явления могут быть также разными по степени трудности понимания: затрудняющие и незатрудняющие понимание.

К языковым трудностям следует отнести также стилистические особенности текста (образные средства, диалектизмы, имена, реалии), а также фонетические особенности аудируемой речи: непривычность произношения диктора-носителя языка, неразборчивость (нечеткость) произношения и другие.

В методической литературе с точки зрения содержания и композиции различают «благоприятный», «нейтральный» и "затрудняющий" контексты.

Заключая все вышесказанное, следует сказать, что успешность аудирования зависит, с одной стороны, от самого слушающего (от развитости речевого слуха, памяти, внимания, интереса и т.д.), с другой стороны, от уровня, восприятия (темпа, количества и форм предъявлений, продолжительности звучания) и, наконец, от лингвистических особенностей языковых и структурно-композиционных сложностей речевых сообщений и их соответствия речевому опыту и знаниям учащихся.

Итак, что же значит уметь аудировать?

Это:

  1. умение членить сообщение на смысловые куски;
  2. находить важное в информационном плане;
  3. отделять основную информацию от второстепенной;
  4. восстанавливать пробелы в восприятии из контекста;
  5. понимать эмоционально-оценочное отношение в речевом сообщении;
  6. прогнозировать, используя содержательные опоры.

Цель обучения аудированию в школе состоит в формировании коммуникативных умений аудирования различных видов речи: живой диалогической речи (при участии и при неучастии в диалогическом общении) и живой монологической речи, а также диалогической и монологической речи в механической записи. В Программа по иностранным языкам указаны определенные требования к умениям понимать речь на слух: См. Программу и Стандарт.

Аудирование как средство обучения (т.е. учебное или обучающее аудирование) используется при устной форме презентации языкового материала, в устно-речевой тренировке языкового материала, как средство создания аудитивных навыков. Эти слуховые (аудитивные) навыки обеспечивают оперативное узнавание и понимание языковых явлений (слов и предложений) при восприятии устной речи.

Под системой упражнении понимается организация действий расположенных в порядке нарастание языковых и операционных трудностей, с учетом последовательности становления речевых умений и навыков в различных видах речевой деятельности.

Последовательность формирования умений и новиков восприятия речи на слух реализуется иерархическим построением упражнений, которые распадаются на две подсистемы - подготовительные (языковые) и речевые, далее они делятся, с свою очередь, на группы - упражнения для снятия лингвистических трудностей, упражнения для устранения психологических сложностей аудирования, включающие, в свою очередь, типы и виды упражнений.