Статьи и обзоры nachodki.ru

Обучение говорению

Опубликовано в Дидактика

Обучение говорению

Говорение как вид речевой деятельности.

Говорение представляет собой вид речевой деятельности, посредством которого (совместно со слушанием) осуществляется устное вербальное общение (И.А. Зимняя). В говорении выделяют предмет говорения - мысль, которая раскрывается в самом процессе говорения. Средством выражения мысли является язык или языковая система. Продукт говорения - речевое высказывание (текст), речевое сообщение. Единица говорения - речевой поступок.

Говорение как вид речевой деятельности связано с аудированием, чтением и письмом. Единство говорения и аудирования лежит в том, что оба эти вида речи характеризуются наличием сложной мыслительной деятельности с опорой на внутреннюю речь и механизм прогнозирования. В методическом отношении существенным является то, что аудирование и говорение способствуют развитию друг друга в процессе обучения.

Основным различием этих двух процессов являются их конечные звенья - порождение высказывания для говорения и восприятие речи для аудирования. Однако, как указывают психологи, деятельность речедвигательного и слухового анализаторов находится в определенной взаимосвязи. Оба процесса сопровождаются активной мыслительной деятельностью.

Краткий сопоставительный анализ аудирования и говорения свидетельствует и об их органической связи с чтением и письмом.

Письмо возникло на базе звучащей речи как способ фиксации звуков языка для сохранения и последующего воспроизведения информации. Чтение является как бы переходной формой от устной речи к письму, сочетая в себе признаки и того и другого. Обучение как чтению так и письму связано и развитием связи между речевым слухом и артикуляцией.

Общие умения свидетельствуют о взаимодействии различных видов речевой деятельности, но перенос общих умений с одного вида речевой деятельности на другой не происходит стихийно, а требует специальных приемов обучения, правильного отбора источников информации и определенной индивидуализации, развивавшей языковые способности учащихся, стимулирующей мотивацию учения.