Шаблоны для Joomla 3 здесь

Лекции по методике и психологии преподавания иностранных языков. Методы объяснения звуков

Опубликовано в Дидактика

Методы объяснения звуков

Обучение фонетике. Произношение в школе и в Вузе

Фонетика – очень важно. Без правильного произношения не поймут ни здесь, ни за рубежом.

Ударение, мелодика – основополагающие методы обучения произношения в школе и в вузе

  1. Артикуляционный (в основном в вузах)
  2. Акустический (в школе, в основном в нач. классах)
  3. Поэтапный (в шк. и в вузе)

Артикуляционный метод разработал Романович. – каждый звук ин.яза объясняет и дает характеристику. Этот звук дается в слове или в предложении затем препод. произносит изолированно и просит повторить звук. Далее препод. объясняет положение артикуляции – использует схемы, таблицы, положение языка, как проходит воздух, угол положения языка, подробно рассказывает. Затем дети сами пытаются поставить артикуляцию, они делают это шепотом, затем вслух каждый ученик и студент, а препод. добивается правильного произношения. И преподаватель сравнивает звук учащегося со звуком произнесенным диктором и происходит сличение. Можно пользоваться спец. программой. Далее тренировка звука.

Тренировка звуков идет в двух видах упражнений:

  1. фонетические тренировочные упражнения:
  2. фонетические речевые упражнения

Фонетические тренировочные упражнения включают произнесение звука в слогах, словах и предложениях. Фонетические речевые упражнения предполагают использование и произнесение нового звука в предложениях, диалогах, рассказах.

Артикуляторный метод является одним из самых точных методов обучения произношению в высшей школе. Предполагает объяснение положения органов артикуляции во время произнесения звуков. Этот метод, как правило, используется в высшей школе и на факультетах иностранных языков.

В школах за неимением времени и по причине того, что ученики менее подготовлены, используют другой метод – акустический. Этот метод был предложен авторами школьных учебников.

Артикуляционный метод:

  1. Ориентировка
  2. Планирование
  3. Артикулирование
  4. Фиксирование
  5. Контроль правильного произнесения звука

Акустический метод.

Широко используется в краткосрочных курсах. В школах – также широко, особенно на начальном обучении. Определенная методика работы над звуком.

Особенности:

  1. Восприятие новых звуков на слух
  2. Использование имитативных упражнений.

Метод Китайгородской – предложила серию полилогов (длинных диалогов): разговор в аэропорту, в отеле. Лазанов: резервные возможности организма. Этот метод часто используется в школе. Этапы:

  1. Введение нового звука в отдельную фразу в предложении и повторение этой фразы учителем несколько раз . Ученики слушают и стараются понять
  2. Ученики повторяют хором эту фразу несколько раз
  3. Каждый ученик повторяет эту фразу индивидуально (учитель корректирует произношение ученика)
  4. Хором за учителем

При акустическом методе учитель вводит звук в предложение в модельную фразу после четырех этапов, вводит в речь, в диалоги и т.д. Таким образом, срабатывает модельная фраза + звук. Новый звук вводится в речь – вопросно-ответная форма.

Плюсы:

  • учитель не тратит много времени на отработку звуков
  • звуки вводятся в речь.

Минусы: Приблизительное произношение звуков. Аппроксимация – приблизительное произношение. В программе школы записано, что ученик добивается приблизительного произношения, но такого, чтобы его смогли понять иностранцы, и он смог понять их. Правильное произношение смыслоразличительных звуков (закрытые звуки, носовые). Аппроксимация основана на имитации и повторении. Упражнения, имитирующие произношение, работа с компьютером и т.д.

Поэтапный метод. (Основы общей методики обучения иностранным языкам: Лазоренко, Кислая). Соединяет в себе два предыдущих метода. Частично использует объяснение трудных звуков и имитативное усвоение легких звуков.

1 этап. Произнесение новых звуков в предложении, в модели

2 этап. Вычисляет новый звук и произносит его изолированно, если это сложный звук, то очень кратко и доходчиво учитель объясняет положение артикуляции. Обращает внимание на три основных момента:

  1. Положение губ (степень открытости)
  2. Положение языка
  3. Как проходит воздух

Учитель не пользуется трудной лексикой для разъяснения

3 этап. Артикулирование. Ученик пытается правильно произнести звук, основываясь на правилах артикуляции

4 этап. Тренировка произношения правильного звука в упражнениях (имитативные упражнения, слуховые упражнения: прослушайте фразу и назовите слова с этим звуком)

5 этап. Работа в лаборатории звукозаписи для отработки нового звука (например, на компьютере)

Дифференциальный метод (Белоручев – «Методика освоения французского языка)

Основа:

1. Обильное аудирование нового звука в речи

2. Фонетическая зарядка (новый звук повторять за учителем)

  • Эафалович предлагает начинать с серии звуков согласно их трудности
  • Липкинс предлагает исходить из частотности звуков. В первую очередь более часто употребляемые.

Каждый автор хаотично подходит к тому, с какого звука начинать

  • учет лексики, мы берем лексику и объясняем звук при усвоении начального обучения иностранному языку (этот подход есть в школьных учебниках)

Белоручев разумно подходит к лексике с тем, чтобы произношение было правильным. Он сам разрабатывает серии звуков, с которых надо начинать обучение.

3. Лабораторные работы для обработки произношения. По произношению учеников судят о качестве работы учителя.