Joomla модули на http://joomla3x.ru и компоненты.

Инновационные процессы в образовании

Опубликовано в Дидактика

История становления и цели педагогической инноватики

Понятие «инноватика» появилось более 100 лет назад в культу­рологии и лингвистике при описании процессов культурной диф­фузии, когда феномен из одного культурного ареала проникал в другие. Первое наиболее полное описание инновационных процессов было представлено в начале ХХ в. экономистом И. Шумпетером, который анализировал «новые комбинации» изменений в разви­тии экономических систем (1911). В 1930-е гг., И. Шумпетер и Г. Менш вве­ли в научный оборот и сам термин «инновация», под которым понимали воплощение научного открытии в новой технологии или продукте. Первоначально предметом изучения инноватики были эконо­мические и социальные закономерности создания и распростра­нения научно-технических новинок. В 1960-1970-е гг. интенсивно разворачиваются исследования нововведений, осуществляе­мых фирмами в целях завоевания рынков сбыта. Инноватика складывалась как междисциплинарная область ис­следований на стыке философии, психологии, социологии, тео­рии управления, экономики и культурологии. К 1970-м гг. наука о нововведениях стала сложной, разветвленной отраслью. Появи­лось понятие «инновационное общество», определяющее вектор развития современного постиндустриального мира.

В России становление инноватики как науки происходит сна­чала в рамках построения оснований научно-технического про­гресса. В России инновационная педагогическая деятельность осуществля­лась не только в последние 20 лет, но еще в советское время, хотя и происходила регламентированно, главным образом на базе экс­периментальных школ. Педагогические инновационные процессы стали предметом спе­циального изучения на Западе с конца 1950-х гг., а в нашей стране лишь в 1980-х гг. Развитие педагогической инноватики в России было затруднено ввиду монопольного господства одной идеологии и связанного с ней тоталитаризма в управлении всеми сферами жизни, науки, школы. В последние 20 лет проблематика нововведений в области об­разования стала рассматриваться в работах отечественных педаго­гов и психологов: Н.В. Горбуновой, В.И. Загвязинского, М.В. Кла­рина, В.С. Лазарева, В.Я. Ляудис, М.М. Поташника, С.Д. Поля­кова, В.А. Сластенина, В.И. Слободчикова, Т.И. Шамовой, О.Г. Юсуфбековой...Сегодня педагогическая инноватика – это сфе­ра науки, учение о неразрывном единстве и взаимосвязи трех ос­новных элементов инновационного процесса в сфере образова­ния: создания педагогических новшеств; их внедрения и освое­ния; применения и распространения.В.С. Лазарев предлагает считать объектом педагогической ин­новатики инновационный процесс, условия, способы и резуль­таты его осуществления; предметом педагогической инновати­ки – зависимость между эффективностью инновационных про­цессов и факторами, ее определяющими, а также способы воз­действия на эти факторы с целью повышения эффективности изменений.

Главная цель педагогической инноватики – научно обосновать и обеспечить непрерывное из­менение образования в интересах его приближения к реализуе­мой сущности образовывающегося человека – носителя и реали­затора культурологической связи времен.

Ученые предлагают три типа задач педагогической инноватики:

1.Описательно-объяснительные задачи, признанные дать кар­тину того, что есть в действительности на уровне теоретического объяснения.

2.Задачи, связанные с разработкой новых моделей инновационной деятельности, новых технологий ее осуществления, новых форм ее организации.

3.Задачи, связанные с разработкой способов развития систем инновационной деятельности.

4.Задачи, связанные с изучением системы отношений, возникающих в инновационной образовательной деятельности по отноше­нию к личностному становлению и развитию ученика и учителя.

5.Задачи, относящиеся к природе и закономерностям возник­новения, развития педагогических инноваций, их связи с тради­циями прошлого и будущего в отношении субъектов образования.