Все для Joomla . Бесплатные шаблоны и расширения.

Дидактика

Опубликовано в Дидактика

Дидактика как наука

 

Дидактика – раздел педагогики, рассматривающий проблемы образования и обучения.

Функции:

1. Научно-теоретическая

2. Нормативная

Категории дидактики:

1) Преподавание – упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения, обеспечению информацией, воспитание, осознание и практического применения знаний

2) Учение - со-процесс, в ходе которого на основе познания, упражнения и собственного опыта возникает новая форма поведения и деятельности, а также изменяются ранее приобретенные

Взаимосвязь преподавания и учения формирует обучение (упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение цели).

Учение + преподавание = учебный процесс

Звенья учебного процесса:

Педагог

Ученик

1. Разъяснение учащимся целей и задач обучения

Собственная мотивация на создание «положительной» мотивации

2. Ознакомление учащихся с новыми знаниями, законами, взаимодействиями

Восприятие новых знаний и умений

3. Управление процессом осознания и приобретением знаний

Анализ, синтез, сопоставление и систематизация

4. Управление процессом познания научных фактов и закономерностей

Формирование причинно-следственных связей

5. Управление процессом перехода от теории к практике

Приобретает умения, навыки и систематизирует их

6. Организация эвристической и исследовательской деятельности

Практическая деятельность по самостоятельному решению проблем

7. Проверка и оценка обученности

Возникает внутренний самоконтроль и самодиагностика

Образование – специально организованный процесс по приобретению умений, навыков и способов мышления в процессе обучения.

Знание – совокупность идей человека, в котором выражается теоретическое владение предметом

Умение – способность применять полученное знание на практике

Навык – умение, доведенное до автоматизма

Содержание обучения – система ЗУНов, способов деятельности, которыми овладевает ученик в процессе обучения

Организация обучения – упорядоченный дидактический процесс по определённым критериям:

1. Форма – способ существования учебного процесса, связанный с количеством учащихся, временем, методом обучения, порядком осуществления

2. Метод – способ достижения задач обучения

3. Средства – предметная поддержка

Педагогическая деятельность – особая деятельность педагога по передаче социального опыта от поколения к поколению

Педагогическая технология – система, в которой последовательно реализуются заранее спроектированный учебный процесс

Проблемы, которые решает дидактика:

- цели образования

- функции школы

- содержание образования

- методы, формы, технологии обучения

Задачи дидактики:

1) Установление закономерностей обучения

2) Описания и разъяснения процесса обучения

3) Совершенствование организации процесса обучения

4) Оказывать воспитательное влияние на обучения

5) Формирование познавательной активности и познавательного интереса

6) Активизация общего уровня развития школьников

7) Формирование умственных способностей

8) Проблемный характер обучения

9) Индивидуализация и дифференциация обучения

10) Демократизация и гуманизация обучения

11) Межпредметные связи и опора на жизненный опыт

12) Компьютеризация

13) Работа с одаренными детьми

14) Формирование личностных взаимоотношений и высокой культуры общения

Принципы дидактики:

1) Наглядность

2) Научность, доступность, посильная трудность

3) Наглядность

4) Системность и систематичность

5) Переход от обучения к образованию

6) Связь с жизнью

7) Прочность результатов освоения

8) Положительный эмоциональный фон

9) Коллектив характер, учитывающий индивидуальные особенности

10) Гуманизация и гуманитаризация

11) Компьютеризация

12) Межпредметные связи

13) Формирование принципов проблемности

14) Инновационность обучения